Для людей, которые живут далеко друг от друга,
сообщение, адресованное ему лично —
это кусочек сердца отправителя.
Социальная ситуация, в которую попали дети, и в которой им пришлось многому научиться, освоив новые правила жизни, заставила их пережить сложную гамму чувств. Это и стремление к самоутверждению, и стремление к соперничеству с другими людьми, и чувство ответственности, которое представляет собой способность принимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормам, и такие позитивные качества как сопереживание, сочувствие, доверие.
Дети младшего школьного возраста находятся в большой эмоциональной зависимости от взрослого. Так называемый эмоциональный голод – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого (родителя, педагога), во многом определяет поведение ребенка.
В прошлую встречу с детьми мы договорились, что сегодня будем писать письма домой. Это поможет детям в какой-то степени компенсировать нереализованные потребности в положительных эмоциях, и мы стремились получить эти эмоции через общение с родными и близкими людьми посредством писем. Современные дети гораздо чаще пользуются компьютерами, мобильными телефонами, но очень редко пишут письма, поэтому для наших детей это занятие оказалось совсем непростым. Сначала мы вспомнили о том, чем раньше писали письма и на чем, как и кто доставлял письма адресатам, о чем можно писать в письме. Потом рассматривали конверт, учились писать индекс, подписывать, указывая отправителя и получателя письма. Каждому ребенку предложили чистый лист бумаги, ручку и помогли тем, кто затруднялся подобрать теплые, добрые слова для своих родных – мам, пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Многие дети дополняли свои письма рисунками. Уже сегодня эти письма отправятся адресатам в Быстроистокский, Чарышский и Советский районы.
Наблюдая за детьми, анализируя и подводя итоги наших встреч, можно отметить, что адаптация большей части детей прошла хорошо. Дети научились жить в коллективе сверстников, понимать, принимать и помогать друг другу. Они преодолели страхи. Если раньше они боялись воды, дождя, что их затопит, то теперь они каждый день просятся купаться и обливаться. Преодолен конфликт мотивов «хочу — надо», который вызывал проявления агрессивного поведения, внутриличностный конфликт, болезненные эмоции и страхи.