После проведения в нескольких школах Ленинского района диагностики по изучению уровня адаптации учащихся 1-классов и анализа полученных данных, двум школам была предложена программа «Мы теперь не просто дети, а уже ученики», направленная на создание условий для успешной адаптации первоклассников.
Работу по данной программе в четырех 1-х классах осуществляла педагог-психолог МБУ ДО «ДООЦ «Гармония» Подсадных Г.Ф. Занятия проводились 1 раз в неделю на базе образовательных учреждений МБОУ СОШ № 75 и МБОУ СОШ № 62. Первоклассники с нетерпением ждали психолога, которая предлагала им совершать увлекательные путешествия со сказочным персонажем (котенком) в разноцветные страны. Розовая страна символизировала страну дошкольного детства, а Голубая страна — страну школьников. Дети сами составляли карты стран, анализировали их сходство и отличия. Путешествуя по Голубой стране, они осознавали, что это страна для них и в ней есть правила, которые необходимо выполнять. Так, в игровой форме, первоклассники учились жить и взаимодействовать в коллективе, принимать на себя ответственность, выполнять определенные обязанности. Используя проективные методики, Галина Франтовна помогала детям познать самих себя, лучше понять своих сверстников. На каждом занятии первоклассники выполняли различные задания – писали графические диктанты, решали логические задачи, рассказывали стихи руками или с помощью рисунков, выполняли творческие задания (изготовить друзей Котенку, используя оригами), играли в подвижные игры и игры с правилами. На последнем занятии каждый ученик сделал элемент для «Забора гласности», чтобы написать на нем пожелания своему однокласснику.
Конечно, успешная реализация программы невозможна без поддержки учителей и родителей. В каждом классе прошло по два родительских собрания. На первом собрании педагог-психолог познакомила родителей с особенностями адаптационного периода первоклассников, рассказала о целях и задачах программы, ее содержании, рекомендовала родителям включиться в образовательный процесс и помочь детям успешно адаптироваться к новым условиям школьного обучения. По окончании курса занятий, Галина Франтовна совместно с учителями представила результаты работы по программе, дала рекомендации родителям и вручила дипломы каждому ребенку. В ходе работы были выявлены дети с дезадаптацией, которым были предложены индивидуальные занятия с психологом в центре.
Реализация программы способствовала не только успешной адаптации к новым условиям школьного обучения, но и развитию у первоклассников эмоционально-волевой, коммуникативной и когнитивной сферы.