Кризис трех лет

В возрасте от двух до трех лет ребенок во многих отношениях по-прежнему беспомощен. Однако по мере развития навыков ходьбы и манипуляций с предметами он обретает постепенно растущую физическую незави­симость. Ребенок не только учится контролировать свои движения, но и начинает лучше дифференцировать элементы своего окружения, имеющие значение для его нужд и удовольствий. Ребенок становится ис­следователем ради удовлетворения своего пробуждаю­щегося любопытства. Ощущая свое могущество, он на­чинает более непосредственно восставать против огра­ничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение.

Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью».

Ребенок ощущает растущее чувство независимости; его представление о собственной инди­видуальности становится явным; взрослые словно бы перечат ему на каждом шагу. Первостепенной пробле­мой становится агрессия и контроль над нею.

В этот период ребе­нок начинает проверять любовь окружающих к себе.

В возрасте от восьми месяцев до четырех лет ребенок экспериментирует, пробует сделать то одно, то другое.

 Он исследует свои потребности в самоопределении и ставит эксперименты, желая проявить свою независи­мость от матери.

Первое социальное достижение ребенка — способность выпустить мать из поля зрения и ве­рить!!!! что она вернется.

Эриксон называет этот период стадией «автономии против стыда и сомнения» (Эриксон,). У ребенка развивается потребность быть независимым, однако он продолжает нуждаться в ощущении зависимости и в поддержке. Ребенок на этой стадии нуждается в том, чтобы понять: его любят таким, какой он есть, даже «с грязной попой». Ему нужно узнать, что его це­нят за его независимость точно так же, как за его зави­симость.

Б.Эльконин определяет новообразования ран­него возраста, оформляющиеся в три года, как личное действие и сознание «Я сам».

К трем годам  у ребёнка возникает желание действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации, вопреки действию, предложенному взрослым.

И.Ю. Кулагина  отмечает, что симптомы кризиса трех лет появляются в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным.

Основные симптомы, характерные для поведения ре­бенка в период кризиса трех лет в виде «семизвездия»

1. Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Негативизм отлича­ется от непослушания (когда ребенок не следует указа­ниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент). Он противится содержанию просьбы:

  • социальным отношением. Негативизм носит со­циальный характер, он адресован человеку, а не­послушание — содержанию. Если ребенку пред­ложили на выбор другое занятие, более интересное для него, чем то, которое у него есть в данный момент, и он согласился, то речь идет не о нега­тивизме, а о непослушании;

  • отношением к эмоции. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непо­слушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.

Негативизм из­бирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы, или только одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может быть послуш­ным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, — сделать не так, как просят, а наоборот.

2. Упрямство — это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал» ( Л.С. Выготский, ). Это реакция не на предложение, а на свое собственное решение. Зачастую родители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закрепляют прояв­ления упрямства и «загоняют ребенка в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей кон­фликтной ситуации.

Упрямство отличается от простого непослушания:

  • мотивом (если ребенок продолжает настаивать и не соглашается со взрослым, когда он хочет про­должать делать что-то свое, это будет не упрямст­во, а непослушание. Если же он противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова, это будет упрямство);

  • отношением к себе (ребенок поступает наперекор другим потому, что это он так сказал и это он не хочет менять своих решений).

3.  Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до этого определяли его поведение. Это «скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше» (Выгот­ский, ). Кроме того,  при авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса трех лет.

 4.  Своеволие проявляется в том, что ребенок все хо­чет делать сам, даже если не умеет. В этом проявляется его тенденция к самостоятельности.

Остальные симптомы данного кризиса имеют вторичное значение

5.    Протест-бунт проявляется в том, что все поведе­ние ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Протест-бунт вылива­ется в частые ссоры с родителями.

 

6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреб­лять бранные слова, которые до сих пор было не при­нято произносить в доме. В его речи появляются выра­жения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожае­мые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.

7.    Деспотизм чаще всего проявляется в семье с един­ственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. По словам Выготского, ребенок хочет стать «господином положения». Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с кото­рыми он вынужден делить власть.Следствием  проявления перечисленных симптомов трех   лет могут стать внутренние и внешние конфликты  невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикания  и др.).

Кризис 3-х  лет -это прежде всего кризис социальных отношений, взаимоотношений личности ребен­ка и окружающих людей. Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельно­сти, когда они стремятся во что бы то ни стало сохра­нить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка (Эльконин).

Если же взрослые адекватно реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авто­ритарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопе­ку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возник­нуть или они будут иметь временный, преходящий ха­рактер.

 

Важнейшей проблемой на этой стадии становится контроль над агрессивными чувствами. Задача родите­лей  — направлять агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным обра­зом отложенной, замаскированной или замещенной. Поскольку предоставлять ребенку неограниченную сво­боду не менее вредно, чем излишне стеснять ее. Фактически ребенок способен вынести многое, в том числе и разумное наказание, если это происходит на фоне любви, заботливого отношения к малышу. Разрядить обстановку, проявить подавленные эмоции хорошо помогает песочная терапия, арттерапия, игровая терапия, подвижные игры, которые родители легко могут предложить ребёнку в домашних условиях.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>