Психологические требования к поощрению

1. Человеку нужно признание, чтобы он чувствовал себя в общении с вами «хорошим». Признание важно давать именно в той форме, которую человек ожидает.
2. Человек эгоцентричен по своей природе. С учащимися надо говорить их языком об их проблемах, о том, что актуально для них;
3. Человек всегда прав, он имеет право на это, как бы он себя ни вел (человек прав хотя бы в своих намерениях).

Одновременное соблюдение всех этих установок и реализация в общении позволяют создавать благоприятную обстановку в группе.

Говоря о создании позитивного контекста в классе важно ответить на первый вопрос: Дает ли педагог ученикам возможность удовлетворить в школьной ситуации их потребность в признании?

• Называйте детей по имени, а не по фамилии.
• Придерживайтесь демократического стиля педагогического взаимодействия с ребенком. Сотрудничество – оптимальный стиль взаимодействия.
• Помните, поощряется не личность, а поступок.
• Важно, не перехвалить!
• Поощрение должно быть сразу же, «долгожданное» поощрение теряет свою актуальность, а значит и не влияет на поведение и эффективность работы.
• Широкая гласность — чтобы о поощрении узнала значимая для человека группа.
• Не поддерживайте чрезмерную амбициозность ребенка.
• Обязательно оказывайте ребенку психологическую поддержку. Истинная поддержка основывается на акцентировании способностей ребенка, его положительных сторон.
• Чаще поощряйте и меньше критикуйте ребенка.
• Вредно хвалить ребёнка за естественное для него поведение, тем самым мы «эксплуатируем» положительные особенности ученика. Обязательно надо хвалить ребёнка за то, что лично ему удаётся не сразу, и требует от него определённых усилий.