Подготовка детей к школьному обучению

Старший дошкольный возраст – это период интенсивного познавательного развития, формирование оценки и самооценки, развитие познавательной, волевой, эмоциональной саморегуляции. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, потребность в признании сверстников, возникает новый тип мотивации, основа произвольного поведения.

У ребенка формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а является результатом целенаправленного педагогического воздействия.

Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности, — представляет собой сложное структурно-системное образование. Охватывает оно все стороны детской психики: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности.
Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии такими авторами как А.Анастази, С.Штрембел, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин.
По данным диагностических исследований, содержание обучения в первом классе и в старшей и подготовительной к школе группах во многом совпадает.

Фактически знания, которые получают школьники на уроках в первое полугодие обучения в школе, большей частью усвоены в детском саду. В то же время всем известно: первое полугодие в школе – самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы, чем это было раньше в привычных для ребенка видах деятельности. В школе овладение знаниями и умениями – осознанна цель, достижение которой требует от учащегося определенных усилий. В дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычный для детей видах деятельности.

Исследования и наблюдения показали, что те из детей, которые воспитывались только в семье, уступают по ряду параметров в психологической готовности к обучению в школе своим сверстникам, посещавшим ДОУ.
У таких детей нет достаточного социального опыта: нет потребности в общении со сверстниками и умения подчинять свое поведение законам детских групп, не умеют слушать собеседника, сопереживать, решать конфликтные ситуации. Кроме этого не всегда достаточно развита интеллектуальная сфера. У многих родителей есть желание подготовить ребенка к школе, но недостаточен уровень психолого-педагогических знаний.
Для решения данных проблем были разработаны занятия, которые проводятся в игровой форме, т.к. ведущим видом деятельности у дошкольников является игра. Важно создать у детей мотивацию, побуждающую овладеть тем, что хотелось бы у них сформировать.

Целью занятий является формирование общеучебных навыков (анализа, сравнения, обобщения и др.), развитие познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, восприятия), моторики и обеспечивает состояние внутреннего благополучия у ребенка.

В процессе игровых занятий выявляется:

— Уровень психологической готовности детей к школе;
— Сформированность и зрелость в мотивации к обучению;
— Готовность к взаимодействию с детьми и взрослыми;
— Уровень развития коммуникативных способностей.

Данные занятия позволяют корректировать и развивать не только познавательные процессы, сформировать учебные навыки, но и научить ребенка взаимодействовать с другими детьми.

Как показывает практика, формирование требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения. Для этого разрабатываются программы совместных занятий детей и родителей. Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать – пока в игре, а впоследствии в деле.

Так же разрабатываются рекомендации для родителей, проводятся консультации по вопросам особенностей развития познавательных процессов старшего дошкольного возраста, правил семейного обучения, процесса подготовки детей к школе.

Таким образом, психологическая подготовка детей к системному обучению в школе занимает одно из важных мест в деятельности психолога.

<em>Педагог-психолог
Щелокова И.А., Рожнева О.Г.</em>