Детский аутизм. Опыт работы

Учитывая современные понятия об аутизме у детей, данная нозологическая единица объединила в себя сходные по клинике, но различные по происхождению состояния. Помимо известных эндогенных причин возникновения заболевания, описываются психогенные, обменные, органические, хромосомные этиологические факторы появления болезни.

Согласно МКБ -10 детский аутизм (F 84.0) представляет собой психическое расстройство, включающее аутистическую форму контактов с окружающими, нарушение речи, моторики, стереотипии в поведении и движении. Чаще всего симптомы, удовлетворяющие критериям шифра F-84.0, т.е. детского аутизма, описаны при раннем (до 3-х лет) начале эндогенного психоза. Указанные состояния рассматриваются как детский аутизм процессуального генеза. Вне зависимости от происхождения детского аутизма в его клинической картине всегда присутствуют две составляющие: собственно аутистический синдром и искажение и задержка психического развития.

Центральное место в структуре синдрома аутизма занимают специфические патологические особенности познавательных процессов. Все остальные аномальные проявления (нарушение эмоционально-волевой сферы, трудности коммуникации, проблемы поведения) связаны с первичной патологией познавательных процессов.

Нарушение мышления проявляются в речевых расстройствах (неправильное использование личных местоимений, использование речевых штампов, фрагментарность, разорванность ассоциаций). К тому же, аутистам свойственна недифференцированность, фрагментарность восприятия окружающего, ведущие к недостаточности осмысления происходящего.

В практике лечения больных аутизмом наиболее эффективно зарекомендовал себя атипичный антипсихотик рисперидон (рисполепт) с уникальным спектром психотропной активности, при минимальной выраженности побочных экстрапирамидных нарушений.

Нами в отделении были обследованы и отобраны 20 детей (15 мальчиков и 5 девочек) в возрасте от 3 до 7 лет с диагнозом детский аутизм процессуального генеза, с характерными для данного заболевания клиническими проявлениями. Медикаментозная терапия сочеталась на протяжении курса лечения с индивидуальной психокоррекционной о начала лечения рисполептом у родителей больных детей было получено письменное согласие на данную терапию.

Лечение рисполептом начиналось с дозы 0.5-1 мг. в сутки. Среднетерапевтическая доза составила 1.5-2 мг. в сутки в два приема : утром и вечером. Повышение дозы проводилось на 4-5 сутки приема препарата. В дальнейшем, в зависимости от динамики терапевтическая доза лекарства сохранялась до 5- 16 недель. Уже на первой неделе терапии отмечалась заметная редукция позитивной симптоматики, т.е. кататоно-регрессивных, тревожно-аффективных проявлений. К 4-8 неделе лечения у больных стало заметно снижение негативных симптомов. Следует отметить, что в первые дни приема рисполепта у 4-х больных наблюдалась дневная сонливость, у 2-х больных на второй неделе лечения были выявлены легкие проявления (гиперсаливация) экстрапирамидных расстройств которые купировались добавлением в лечение корректоров.

При составлении индивидуальных психокоррекционной программы для аутичного ребенка необходима предварительная оценка уровня познавательных способностей, речи, мелкой моторики, координации руки и глаза, восприятия, социальных навыков и отношений.

С каждым ребенком психокоррекционная работа проводилась индивидуально 3 раза в неделю (продолжительность занятий — 1 час) в течение 3-4 недель. Использовались методы игровой терапии для детей с РДА (Спиваковская А.С. 1999 г.) и элементы программы «Понимание эмоций и их причин» (P. Howlin , S. Baron-Cohen 2002 г.).

В результате проведения занятий в большинстве случаев поведение детей становилось более адекватным , снизилось количество страхов, практически все дети становились более активными, эмоциональными, охотно контактировали с психологом, регулировались инструкциями. Кроме этого у них увеличилось количество используемых игрушек, у 3-х девочек и 5-ти мальчиков появилась устойчивая, хотя и простая сюжетная игра. Лишь в 2-х случаях у детей игра осталась на уровне сенсомоторной. Уменьшились агрессивные проявления у детей и практически исчезли аутоагрессивные формы поведения. Снизилось количество аутистической разорванности речи (9 случаев) и появилась возможность удерживать ее вокруг реально производимых действий.

Таким образом, опыт работы с данной категорией больных позволяет сделать вывод, что сочетание индивидульных психокоррекционных методик с использованием современных психофармакологических препаратов дает возможность оказания эффективной помощи детям больным аутизмом.

Дудин В.В., детский психиатр