За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери; натальные, т.е. возникшие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремительные роды. Целый ряд причин возникает и в постнатальный период — заболевания ребенка, травмы и пр.
Логопедическая работа с детьми базируется на принципах, сформулированных ведущими отечественными дефектологами: Л.С. Выготским, С.Д. Забрамной, В.И. Лубовским, О.Н. Усановой и др.
В логопедической работе используется диагностический материал: из «Альбома логопеда» О.Б. Иншаковой. В процессе обследования речевого и психического развития детей посещающих центр были выявлены такие нарушения:
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами, в следствии дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевых систем, относящихся к звуковым и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип аномалий, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития; пограничная форма дезонтогенеза, которая выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
В работе с детьми, у которых в анамнезе присутствует данные диагнозы, решаются следующие задачи:
1.Развитие речевого дыхания.
2.Развитие фонематического восприятия
3.Развитие артикуляционной моторики для постановки нарушенных звуков.
4.Формирование правильного произношения.
5.Преодоление нарушений слоговой структуры слов.
6.Формирование грамматического восприятия и звукового анализа слов.
7.Расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.
8.Формирование познавательной деятельности детей.
9.Формирование семантической структуры слова в единстве его основных компонентов.
10.Развитие связной речи.
11.Развитие мелкой моторики.
12.Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление).
В работе логопеда большое внимание уделяется такому направлению, как взаимодействие с родителями. Проводится индивидуальное консультирование родителей. Цель этого вида работы: рассказать родителям о речевом, психическом развитии их ребёнка, а также рекомендовать материал по обучению, воспитанию и общению с ребёнком, имеющим особые образовательные потребности.