Сегодня из-за многообразия предлагаемых профилей обучения редко кто из учащихся продолжает обучение в 10-м классе в том же классном коллективе, в котором учился раньше. Поэтому для современных десятиклассников очень важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу. Для решения данной проблемы педагогом – психологом центра «Гармония» Маркиной М.А. была разработана программа «Ты да Я, да Мы с тобой», включающая в себя цикл адаптационных занятий для учащихся 10 классов с элементами тренинга общения.
Программа была предложена МБОУ СОШ № 62 с целью — создание условий для успешной адаптации 10-классников к обучению в старшем звене ОУ. В ходе реализации программы решались такие задачи как повышение общей коммуникативной культуры учащихся; формирование у них навыков взаимодействия в команде, сотрудничества, адекватного восприятия себя и других, развитие чувства «мы», внутреннего единства класса и групповой сплоченности.
Педагог-психолог использовала такие методы и приемы как:
— структурирование занятий от осознания своего «Я» к осознанию и принятию группового «Мы»;
— использование ритуала начала и окончания занятий;
— обратная связь от участников «Я в глазах других» через метафору;
— интервьюирование,
— арттерапевтические техники рисования,
— приемы телесной практики,
— работа с ассоциативными картами.
Занятия способствовали развитию у учащихся умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей, учили рефлексировать, осуществлять целеполагание, а так же развивали мотивацию для дальнейшего саморазвития и самопознания. Тренинговые занятия развивали личности 10 – классников:
- на эмоциональном уровне (позитивное эмоциональное благополучие школьника в классе, школе),
- на когнитивном уровне (повышение осознанности себя, своего места в значимых социальных группах, связях),
- на поведенческом уровне (включенность в общение с одноклассниками, способность к ответственному поведению).
По окончанию занятий была получена положительная обратная связь от самих учащихся и педагогов, работающих в классе.