Воспитывая и обучая детей, родители и педагоги должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне. Существуют различия в особенностях общения, физиологического созревания и психического развития между мальчиками и девочками. Об этом совсем не стоит забывать.
1. Не забывайте, что перед Вами не бесполый ребёнок, а мальчик или девочка с определёнными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно своё недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет Вас слушать и слышать.
6. Ругая девочку, помните об её эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что её ругают. Спокойно разберите её ошибки.
7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого “рационального” полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребёнка с определённым типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
9. Обучая ребёнка грамотному письму, не разрушайте основы “врождённой” грамотности. Ищите причины неграмотности ребёнка, анализируйте его ошибки.
10. Не забывайте, что Ваша оценка, данная ребёнку, всегда субъективна и зависит от Вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, Вы и ребёнок относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
11. Вы должны не столько научить ребёнка, сколько развить у него желание учиться.
12. Помните, что любой ребёнок может чего-то не знать, не уметь, в чём-то ошибаться.
13. Лень ребёнка – сигнал неблагополучия Вашей педагогической деятельности.
14. Для гармоничного развития ребёнка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
15. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребёнка.
16. Сделайте своей главной заповедью – «Не навреди!»