Вы ведёте ребёнка в садик или из него, по дороге постарайтесь всё время что-нибудь рассказывать. Обратите внимание ребёнка на разницу между автобусом и троллейбусом, на зелёные листики, или зимой на голые ветки деревьев, а вечером как бы случайно скажите: «А помнишь, что мы видели?». Ребёнок тут же подхватит игру и начнёт всем рассказывать увиденное по дороге. Таким образом вы можете развивать не только речь, но и внимание, память, мышление!
Общие правила для родителей по воспитанию правильной речи у детей
Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:
* Ребёнка постоянно должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью. Ребёнка необходимо с детства приучать к красивой, правильной, чистой речи;
* говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать этого другим взрослым;
* уделяйте ребёнку по больше времени; будьте почаще рядом с ребёнком, в пределах его досягаемости;
* каждый день читайте ребёнку; ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок просит вас почитать; не раздражайтесь, если придётся много раз читать одну и ту же книжку, которую особенно полюбил ваш ребёнок; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия;
* Побольше читайте ребёнку сказок, а затем разберите их вместе с ним, остановитесь на хороших героях и отрицательных, выясните, почему они такие, попросите потом ребёнка рассказать сказку папе или бабушке;
* Важно, чтобы ребёнок рассказывал сказки, стихи или выдуманные им истории, главное при этом, что приобретает опыт пересказа, учится правильно формулировать мысли и логике мышления;
* Подбирать тексты для ребёнка необходимо осторожно: они должны точно соответствовать его произносительным возможностям, в противном случае возрастные неправильности закрепляются могут даже приумножаться;
* не поправляйте речь ребёнка, просто повторите ту же фразу правильно;
* поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос;
* не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми!
Родители должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развитой!
Самое незначительное расстройство речи может отразится на деятельности и поведении ребёнка. В школе такого ребёнка могут дразнить, что очень тяжело отражается на его психике.
Дети, плохо говорящие довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразится на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.
Родители помните, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека! Обучая ребёнка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии!
Это необходимо знать!
Если в первом классе у вашего ребёнка наблюдаются следующие виды ошибок вам необходимо обратится к логопеду:
• Пропуск букв, слогов и предлогов.
• Замена и перестановка букв.
• Искажение слов (Например, клюква — кулва).
• Чтение по догадке.
• Нанизывание букв.
• Недописывание слов (растёт – растё).
• Неумение согласовывать слова в предложении.
• Неумение правильно пользоваться родом и числом – река покрылось льдом.
• Смешение свистящих и шипящих, звонких и глухих ,л и р.
• Оптическое смешение букв, сходных по написанию – б-д, м-л и др.
Помните ваш ребёнок один такой: самый любимый и неповторимый!
Учитель-логопед Захарова Е.А., Юрьева О.К.