• Желательно максимально уменьшить количество экзаменационных, контрольных работ, другие виды проверочных работ. При проведении таких работ будьте доброжелательны, не запугивайте детей сложностью предстоящей работы или возможными негативными последствиями неудачи.
• Желательно максимально увеличить количество ответов с места. Ответ у доски является психотравмирующим фактором для ребенка. Учащиеся также отмечают, что особым стрессовым фактором является процесс поиска учителем по журнальному списку того ученика, которого он считает нужным вызвать к доске. Возможно, учителю стоит намечать заранее список тех ребят, которых нужно вызвать к доске.
• Недопустимо устраивать публичные разборы работ учащихся. Учитель может выписать себе наиболее типичные или грубые ошибки, разобрать их вместе с классом, не называя вслух тех учащихся, кто таковые сделал.
• Недопустимо зачитывание вслух оценок за различные виды работ или четвертных, годовых в присутствии всего класса или группы учащихся. Процедура зачитывания оценок перед другими учащимися неизбежно травмирует большинство детей. Причем «плохой, постыдной» оценкой может оказаться как «2», «3», так и «4» в зависимости от уровня притязаний и индивидуальных психологических особенностей учащихся.
• Формулируйте свои мысли в виде Я-высказываний. Например: «Мне хотелось бы, чтобы ты еще поработал над своим сочинением». Избегайте ненужных вопросов: «Ты собираешься дорабатывать свое сочинение?» Такие вопросы несут в себе негативное отношение и вызывают раздражение ребенка
• Не задавайте вопросы ребенку, если вы уже знаете, как на самом деле обстоит дело. Этим вы ставите ребенка в неприятное положение и подталкиваете ко лжи. Например: Вы знаете, что ребенок не выполнил домашнее задание, и спрашиваете его: «Где твоя тетрадь с упражнением?» Лучше, если в подобной ситуации вы сообщите ребенку о своих чувствах «Я очень огорчилась, узнав, что ты сегодня не выполнил домашнее задание. Это помешает тебе понять новый материал».
• Соблюдайте требования СанПина, не перегружайте школьников домашними заданиями. Помните, что когда на человека сваливается такое количество дел, которое он явно сделать не в состоянии, срабатывает психологическая защита – человек не делает ничего, даже того, что мог бы сделать
Соблюдайте чувство меры, предлагая распространенные ныне «творческие» задания: их выполнение требует гораздо большего времени, чем выполнение обычных, стандартных заданий; не все дети умеют и любят рисовать или сочинять, и слишком частое обращение к таким заданиям их раздражает.